В соответствии с планом работы Межправительственной гидрологической программы ЮНЕСКО 24-я сессия Межправсовета МГП намечена на 18-22 мая 2020г.
В рамках подготовки к 24-й сессии Бюро Межправсовета МГП планировало провести заседание 18-20 марта 2020г. На заседании Бюро предполагалось утвердить повестку дня 24-й сессии и обсудить результаты работы группы экспертов по подготовке плана мероприятий 9-й фазы МГП - IHP-IX (2022-2029 гг).
От Национального комитета РФ по МГП в группу экспертов по подготовке IHP-IX входит Ж.А.Балонишникова - ученый секретарь Государственного Гидрологического института, член НК РФ по МГП ЮНЕСКО.
В настоящее время, в связи с отменой всех мероприятий в условиях эпидемии коронавируса, Секретариат МГП ЮНЕСКО принял решение об отмене заседания Бюро Межправсовета и проведении консультаций в удаленном режиме.
Для внимания членов Национального комитета РФ по МГП ЮНЕСКО размещаем материалы, подготовленные Ж.А.Балонишниковой по результатам обсуждения группой экспертов КОНЦЕПЦИИ МГП-9. Эти материалы направлены в Комиссию РФ по делам ЮНЕСКО и Секретариат МГП в качестве позиции Национального Комитета РФ по подготовке МГП-9.
ПОЗИЦИЯ НК РФ по МГП ЮНЕСКО для обсуждения на заседании Бюро Межправсовета МГП ЮНЕСКО
(подготовлена экспертом МГП - Ж.А.Балонишниковой)
К настоящему времени существует первый вариант проекта Концепции МГП-9, по которому имеется ряд серьезных замечаний.
В целом, этот документ слишком объемный, недостаточно структурированный и в нем нет четко обозначенных формулировок и понятий, которые бы раскрывали постановку цели и основные пути ее достижения.
По мнению НК РФ структура документа должна содержать краткую историю вопроса, обоснование выбранной тематики (Повестка дня 2030), четко сформулированную цель и ясное изложение предлагаемых тематических областей для реализации поставленной цели. Объем такого документа не должен превышать 10-15 стр. Настоящий документ объемом более 25 стр. трудно воспринимаем.
Из концептуальной записки следует, что ключевым мотивом 9-й фазы МГП (МГП-9) является оптимальное управление водными ресурсами на основании методов и подходов, которые позволили бы достичь Цель 6 Повестки дня устойчивого развития (ЦУР-6).
Оптимальное управление водными ресурсами подразумевает оценку водных ресурсов – количественную и качественную, и рациональное перераспределение их в соответствии с запросами населения и экономики, с учетом климатических, опасных природных явлений и хозяйственной деятельности. Здесь же немаловажное значение имеют проблемы очистки загрязненных вод, повторное использование воды из различных отраслей и изыскание дополнительных источников. Эти аспекты не отражены в Концепции.
Далее в документе излагаются 3 направления - основы реализации МГП-9. Можно согласиться с этими направлениями. Понятно, что имеют ввиду авторы текста по каждому из направлений, однако эти направления изложены очень расплывчато и многословно, много текста, но нет конкретики. Очень «отяжеляют» восприятие описания многочисленных действий и индикаторов по каждому направлению.
Направление 1. Устранение разрыва между доступными данными и информацией, необходимой для принятия решений в управлении водными ресурсами. Из представленного документа Концепции непонятно, о каких данных идет речь и какие данные нужны вообще, не все же подряд, о которых говорится в тексте и не от всех возможных поставщиках этой информации вплоть до гражданских лиц.
На наш взгляд НК РФ нужно ставить задачу получения достоверных (основанных на данных наблюдений) количественных характеристик возобновляемых поверхностных и подземных водных ресурсов для каждой страны с учетом их формирования на территории страны и притока извне и их временной изменчивости. Указанные данные должны согласовываться на национальном уровне и быть доступными для свободного использования.
Исходя из определения оптимального управления водными ресурсами здесь же необходимо обозначить проблему получения достоверных данных о качестве доступных для использования водных ресурсов на локальном уровне в каждой стране.
Здесь же нужно ставить задачу получения достоверных данных по водопотреблению для обеспечения населения, сельского хозяйства и промышленности на национальном уровне.
Направление 2 – Поддержка научно обоснованных мер по адаптации и смягчению негативных последствий ранее принятых решений.
Можно согласиться с формулировкой данного направления и предложить сосредоточиться на адаптационных мерах и мерах по смягчению деградации, но не окружающей среды (как говорится в тексте), а водных систем, способных обеспечить население доступными водными ресурсами. В этом направлении должны найти отражение вопросы водообеспеченности населения и тех отраслей, развитие которых требует использования водных ресурсов (коммунальный, производственный и сельскохозяйственный секторы), оценки резервов экономии водопотребления, прогнозирования экстремальных гидрологических явлений и обусловленных ими бедствий – наводнений и гидрологических засух, влияния изменений климата и хозяйственной деятельности на гидрологический цикл и водные ресурсы, в том числе в аридных и семи-аридных регионах.
Этот блок по содержанию и по наполнению проблемами, по мнению НК РФ, должен быть основополагающей научной составляющей МГП-9.
Направление 3 - Достижение устойчивого управления водными ресурсами.
Направление также соответствует достижению Цели 6 Повестки Устойчивого развития (ЦУР-6), а перечисленные действия в рамках этого направления – принятие принципов и инструментов для устойчивого управления водными ресурсами, использование нетрадиционных водных ресурсов и рациональное использование существующих водных ресурсов - раскрывают суть этого направления.
Вместе с тем, целесообразно первое действие с общей формулировкой «Принятие принципов и инструментов для устойчивого управления водными ресурсами» заменить на два более конкретных - «Разработка общих принципов (включая нормативные, административные и экономические) и методических основ международных правил использования водных ресурсов международных рек и пресных вод подземных горизонтов для различных условий их формирования и расположения» и «Разработка практических рекомендаций по устранению дефицита пресных вод с оценкой их эффективности для стран с лимитирующими водными ресурсами».
Общим замечанием НК РФ по всем направлениям является то, что необходимо пересмотреть индикаторы, сократить их количество и, главное, обозначить их конкретно, соблюдая рамки темы и избегая политических, социальных и гражданских акцентов.
К разделу «Сквозные инструменты для реализации обозначенных направлений» основное замечание – сокращение текста и ликвидация тех его фрагментов, которые носят характер демагогии и не имеют отношения к гидрологической программе.
В настоящее время готовится второй вариант проекта Концепции, обсуждение которого в настоящее время активно продолжается среди экспертов, привлеченных для этих целей.
По информации эксперта - члена НК РФ Балонишниковой Ж.А., которая участвует в этом обсуждении, основа структуры Концепции изменилась. Впервые предложено название МГП-9 - «Водная безопасность».
Учитывая высказанные в процессе обсуждения предложения экспертов сформулированы новые названия основных направлений МГП-9. По каждому из предложенных направлений в настоящее время ведутся дискуссии экспертов:
1. - Bridging the data and knowledge gaps
2. - Sciences: Research and innovation
3. - Inclusive water management under conditions of Global Change
4. - Water Governance based on science for mitigation, adaptation and resilience
5. - Water Education in the fourth industrial revolution
В заключение НК РФ считает необходимым отметить, что обновленная структура стратегии МГП-9 выглядит значительно лучше. Однако во главе Концепции, а значит и в названии МГП-9, обозначена «Водная безопасность». Следует обратить внимание, что так называется текущая 8-я фаза МГП (2014-2021 гг). На наш взгляд название очередной 9-й фазы МГП должно прямо коррелировать с названием Цели 6 Повестки устойчивого развития (ЦУР-6).
Поэтому НК РФ предлагает следующую формулировку названия 9-й фазы МГП - «Доступная Вода для Всех».
|